Педагогика действия в Живой Школе

Комфорт. За и против.

Наша жизнь становится комфортнее и проще. Стирает машина, посуду моет машина, пешком ходим мало, ездим на машинах и другом транспорте (остановка в шаговой доступности), писать уже не обязательно, больше печатаем на клавиатуре. Все для человека! Но у этой простоты и удобства есть и оборотная сторона. Дети в большинстве своем стали физически менее крепкие, чаще болеют, у многих аллергия. Дети много знают, но мало умеют делать. Не все, конечно, но есть такая тенденция. Выпускники школ хорошо ориентируется в теории, но применить знания, решить практические задачи часто не в состоянии. Дети интеллектуально развиты, но часто чувственно никак не связаны с миром, в котором живут. Вообще, «середина» (душевное пространство) часто недоразвита, что нередко вызывает психологические и психосоматические проблемы. Дети часто неволевые, конечности неловкие. И это связано также с тем, что школьная программа делает акцент на интеллектуальном развитии, а телесному развитию, развитию творческих способностей и моральных качеств уделяется меньше внимания. Яркой иллюстрацией одностороннего развития являются герои фильма «Покровские ворота». Помните, Хоботов — интеллектуал и эрудит, но физически и практически неловкий, а с другой стороны Савва Игнатич — на все руки мастер, готов все починить и построить, но в чувствительности и культурном уровне явно проигрывает Хоботову.

Педагогика действия

Петер Гуттенхофер, Германия

Петер Гуттенхофер, Германия

Многие педагоги в мире задумываются о целостном развитии, как писал еще Песталоцци, развитии «ума, рук и сердца» или, как пишут современные психологи, «мышления, чувства и воли». Один из немецких педагогов Петер Гуттенхофер предложил свою концепцию младшей школы, которую он назвал Handlungspadagogyk («педагогика действия»). Петер Гуттенхофер считает, что проживая активное детство в школе, где наряду с математикой и словесностью за партами дети в разновозрастных группах много работают на свежем воздухе и делают важные и полезные дела — ухаживают за животными, трудятся на грядках и в лесу, работают в мастерской, пекут хлеб и т.д., в этом случае дети сохраняют свои жизненные силы, сохраняют интерес к учебе, у них лучше память, они уверены в себе и более социальны, позитивны и моральны, более ответственны. Это базовые качества, которые во ФГОСах теперь называют метапредметными навыками, очень важны, но реально вся школьная деятельность, проверочные работы и экзамены рассчитаны на проверку интеллектуального развития, и указанные навыки школам развивать не выгодно, они не учитываются в рейтинге, за них не добавляются баллы при расчете надбавок школам. А в реальной жизни именно эти навыки понадобятся современным детям, поскольку научно технический прогресс шагает очень быстро и сами по себе знания устаревают за 5-10 лет.

Стержень учебного дня

В Живой Школе, как и во многих «думающих» школах, педагоги стараются обеспечить детям это самое целостное развитие. По этой причине в начальной школе дети участвуют в «педагогике действия», которая становится стержнем всего учебного дня, что делает ее значимой и ценной для детей и учителей. Дети ухаживают за лошадьми и альпака, выращивают зелень и овощи на грядках, ухаживают за прилегающей лесной территорией и цветами в школе, ежедневно пекут хлеб и работают в мастерской. Этот предмет присутствует в учебном плане школы уже второй год. Дети 1-3 класса разбиваются на группы по интересам и ежедневно в течение часа занимаются настоящим делом. Учителя заметили, что дети чувствуют свою ответственность перед всей школой, когда пекут хлеб к обеду, а также перед животными, которых дети кормят и убираются в стойлах, что дети мало болеют, они активны и любознательны, дружны и с удовольствием идут в школу, а дома многие из них помогают по хозяйству родителям.

Предметное содержание на практике

Через практическую деятельность у детей есть возможность осваивать и предметное содержание. Чтобы построить забор, они используют рулетку и на практике изучают единицы измерения длины. Они подсчитывают, сколько сена лошади съедают в день, в месяц, в год, таким образом знакомятся с единицами измерения массы. Изучая и записывая рецепт изготовления хлеба, дети знакомятся с пропорциями и на практике применяют навыки письма. Многие предметы от математики и русского языка до биологии и окружающего мира так или иначе присутствуют в этой деятельности.

От окружающего мира к естественным наукам

Уроки педагогики действия в начальных классах позже преобразуются в уроки естественно-научного блока. Так, имея навыки работы на грядках, дети в пятом классе на уроках ботаники уже не просто сажают лекарственные и другие растения, но изучают их строение и условия обитания. Таким же образом опыт работы с животными (с лошадьми, например) помогает быстрее и легче начать их изучать на уроке зоологии, потому как дети уже из собственного опыта многое уже знают к этому времени.

Осознанная деятельность

После окончания работы учителя вместе с детьми часто обсуждают результаты, что-то записывают, строят планы на следующий день. Это помогает детям научиться анализировать и планировать свою деятельность. Алексей Бузенков, учитель третьего класса, работал с детьми в мастерской: «В третьей четверти мы преступили к изготовлению забора для нашего огорода. Было заметно, что дети работают уже более точно и аккуратно, чем в начале года. Они хорошо понимают, что и как нужно делать. Каждой группе я предложил описать или зарисовать последовательность действий. Почти все свободно включились в этот процесс.

Педагогика действия и тенденции в образовании

Выступая на конференции «Тенденции развития образования-2018», Майкл Барбер (Великобритания) определил одну из важных тенденций в современном образовании — это приближение образования к воспитанию. В своем выступлении он говорил, что предназначение школ в XXI веке — нести детям «добро, праведность и красоту». Каждая школа старается делать это своим путем. Педагогика действия — один из возможных способов. Мы верим, что дети, которые в младшей школе каждый день работают в лесу и на грядках, пекут хлеб и ухаживают за животными, когда вырастут, будут бережнее относится к нашей планете и, возможно, смогут решить многие экологические проблемы, с которыми мы не справляемся сегодня.