«Школа на коленке» — один из проектов интеграционного центра для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети» (http://kidsarekids-center.com). Основная задача волонтеров — помочь ребятам, попавшим в Москву из разных стран и по самым разным причинам, овладеть русским языком настолько, чтобы они смогли учиться в обычной русскоязычной школе по месту регистрации, то есть просто — смогли учиться, социализироваться, иметь шанс на какое-то будущее.

В чудесный весенний день (как раз в день праздника Навруз) небольшая компания учеников Живой школы отправилась в «Школу на коленке» (на Парке Культуры), чтобы помочь проекту — помочь незнакомым малышам и подросткам выучить русский язык. Только не уткнувшись в скучный учебник, а, как принято у нас, весело играя.

Подробности — в воспоминаниях наших одиннадцатиклассников, на денек превратившихся в терпеливых и энергичных педагогов.

Решиться на поездку было не трудно. Мне всегда интересен новый опыт и новые впечатления. Интересно было готовить игру и представлять, как будут реагировать ученики на мои задания, легко ли они справятся. Я абсолютно не сомневалась, что все пройдет весело и успешно. Мне любопытно было узнать что-то про ребят из этой школы, познакомится, пообщаться с ними.
Я решила начать нашу встречу с мандарина, поскольку у меня был мандариновый период в то время. Мандарин был символом власти, символом слова – он давал право говорить тому, кто держал его в руке. Он позволил нам познакомиться и узнать что-то необычное друг о друге. Кто-то любит футбол, кто-то спать, кто-то общаться, кто-то учиться, а кто-то – макароны и путешествия.
Проводить свою игру было особым удовольствием. Помогали способность к импровизации и интуиция. Я внимательно наблюдала за реакцией ребят, регулировала сложность заданий, что-то дополнительно придумывала, рассказывала, чувствовала интерес и включенность детей. Даже если иногда они отвлекались и шутили. Время осторожно прошло мимо меня.
Наступила всеми любимая трапеза. Ребята в «Школе на коленке» невероятно щедрые, доброжелательные и гостеприимные. Когда смотришь, как они общаются, смеются, становится тепло на душе. На столе появились восточные угощения, фрукты, чай и даже бутерброды. Я завтракала с новичками. Русский язык пока что плохо им давался. Но они с упорством осваивали чужой язык.
После завтрака началась, пожалуй, самая интересная часть моей волонтерской практики. Я слушала истории ребят об их традициях, праздниках. А еще мы вместе придумывали историю. Каждый придумывал по предложению — в результате получился целый рассказ.

Настя

Изначально я был не в восторге от того, что мне придётся ехать в город на один день — чтобы поучить детей из разных стран русскому языку. Но всё же я согласился и, на удивление, не зря!
Это был очень интересный опыт общения. Я видел, как дети, прибывшие из разных стран, находили общий язык для решения поставленных задач.
Я был удивлён, что большинство учеников, даже самых маленьких, понимают русскую речь и могут ответить тебе, хоть иногда на другом языке. Приятно было пообщаться и с более взрослыми представителями других культур. Также было интересно поговорить с другими волонтёрами, приехавшими, чтобы учить мигрантов русскому языку.
Мне нравится знакомиться с разными странами и культурами, узнавать традиции, обычаи других народов, особенно когда об этом тебе рассказывает не Гугл, а живые люди.
Я уже начинаю задумываться о том, чтобы съездить в «Школу на коленке» волонтёром ещё раз. Получаешь незабываемые ощущения, когда осознаёшь, что те знания и советы, которые ты дал этому ребёнку, останутся с ним на всю жизнь.
Всем советую попробовать себя в качестве волонтёра в «Школе на коленке»!

Артем

Я поехала в «Школу на коленке», потому что моя любимая классная руководительница очень хотела помочь этой организации и познакомить с ней наш класс. Я ожидала трудной атмосферы и тяжелых чувств, потому что представляла, что дети бедны, несчастны и дремучи.
Когда мы пришли, я увидела, что детей много и они большие. Мне стало страшно. А потом мы начали знакомиться, и я поняла, что ребята умеют немного разговаривать по-русски.
Мы начали играть, я все еще нервничала, но ничего плохого не происходило — никто над нами не смеялся, не отвлекался, все воспринимали нас серьезно и с интересом. Самое интересное было, когда ребята рассказывали про культуру своей страны (национальные праздники и традиции), когда отвечали на вопросы своих руководителей и Насти. Я увидела, что это живые, веселые, амбициозные и старательные люди.
Этот опыт заставил меня о многом подумать, я нашла «Школу на коленке» в Фейсбуке и прочитала про мероприятия, которые там проходят, прочла истории ребят, которые приходят на занятия. Один из них как раз в моей группе занимался. Он один смог добраться из Сирии в Россию, оставив в зоне военных действий всю семью.

Лида