Учителя

Олег Шибаев

Олег Шибаев

Учитель первого класса

С Вальдорфской школой я познакомился, когда мне было 14 лет. Мой младший брат пошел в 1 класс, это было в г. Воронеже в 1994 году. Сейчас это одна из старейших школ в России. Тогда я не сразу понял, почему мама решила, что ее младший сын будет учиться именно в такой школе. Через несколько лет мама стала учителем музыки в этой школе и продолжает с удовольствием и сейчас заниматься своим любимым делом. Через 3 года, когда я учился в Музыкальном училище на старших курсах, я сам работал учителем по классу флейты. И тогда я увидел и ощутил разницу в преподавании, познакомился ближе с учителями. Далее у меня был период службы в армии и 15 лет работы по найму в Москве. Родились дети, и я стал понимать, что в жизни, кроме работы, ничего не происходит. И мы решили жить в Воронеже.

И я с удовольствием наблюдал, что происходит в школе, участвовал в различных школьных мероприятиях, походах, театральных постановках. Я увидел насколько это интересная и насыщенная жизнь. Вальдорфская школа — это постоянное движение вперед. Я увидел профессию учителя, которая дает возможность развиваться творчески и духовно. Сегодня мир быстро меняется, появляется много нового, которое быстро становиться привычным, но есть то, что остается неизменным, это профессия учителя. А учитель начальных классов — это особая профессия, он открывает для детей этот большой взрослый мир.

Мое образование:

2001-2006г. ТГУ им. Державина,

факультет Музыкальное искусство эстрады

(класс Флейты)

2001-2007г. Высшая Школа Культурологии (МГУКИ) г. Москва

Факультет антропологии культуры, культуролог

2018 по н. время – периодический семинар

для учителей вальдорфских школ .

Капитон Дубинин

Капитон Дубинин

Классный учитель, директор

Еще задолго до рождения нашей школы моя жена организовала детский сад. Я частенько бывал там, играл с детьми, наблюдал за ними, пел с ними песни под гитару, читал книжки, выводил их на прогулку. Дети такие разные, такие интересные! И мне с этой «бандой» было очень хорошо. В то время я ещё не знал, к чему всё ЭТО.

По первому образованию я инженер-математик, закончил МФТИ – факультет управления и прикладной математики. Как говорят у нас на физтехе, «инженер минус математик». Заинтересовавшись работой с детьми, решил всерьез поучиться и этому делу: закончил курс Ш.А. Амонашвили, побывал на педагогическом семинаре в Самарской вальдорфской школе, отучился на курсах Ю.Б. Гиппенрейтер, закончил курс по Ноосферному образованию при РАЕН, вместе с М.И. Случом и другими педагогами-коллегами участвовал в запуске педагогического семинара Живая Школа, закончил 4-годичный периодический семинар для вальдорфских учителей… 

Окончательно укрепили меня в мысли стать учителем встреча и человеческая дружба с Петером Гуттенхофером, удивительным педагогом и просветителем из Германии, чьи лекции и семинары я посещал многократно. 

Быть учителем… Но как же эта мысль вообще пришла мне в голову? Дети! Мои собственные дети неумолимо подталкивают меня вперёд, а в каком-то смысле – даже вверх. Сейчас у меня их шесть. И вот, пока они, один за другим, рождались и росли, в течение 15 лет, я поработал менеджером в Sequoia Computers, директором представительства ЛУКОЙЛ, руководителем рекламного агентства, организатором итальянской пекарни на Рублевке, чтобы в конце концов подняться на небывалую высоту – стать учителем в Живой Школе.

Мои дети, все, от мала до велика, каждый по-своему, заставляли меня искать, читать, делать открытия. Заставляли расти, меняться, преодолевать себя. Пока я не понял – это и есть настоящая Школа, где они – учителя, а я ученик! И мне это безумно интересно. Это – жизнь. И можно для других детей выстроить, вырастить школу, такую же интересную, увлекательную, трудную, где мы все вместе познаем себя, открываем себя.

Так я начал мечтать об особенной школе, о Живой школе. Сначала я думал быть только организатором, но потом понял, что «родить» школу можно, только выносив ее по-настоящему, т.е. будучи внутри, будучи учителем. И вот я – учитель. И теперь  уже не знаю, кто кого растит: она меня или я её.

Яна Голохвастова

Яна Голохвастова

Классный учитель, учитель русского языка

Мне 42 года. За плечами образование учителя русского языка и литературы, опыт работы в государственной школе, образование и работа классным учителем вальдорфской школы, работа с трудными подростками и молодежью, театр как социальная деятельность, семинары по активизации чувства слова для взрослых.

Школа — 10 ближайших лет жизни ребенка и Вашей. Эти годы могут быть наполнены удивительными встречами с новым, радостью преодоления и опытом воплощения своих идей. И для Вас тоже. Вместе можно горы свернуть. Живая школа — семейная инициатива. Это возможность вместе с другими получить бесценный опыт совместных переживаний с ребенком в общих праздниках, походах, спектаклях, поездках. Это позволяет перевести отношения из плоскости нудного морализаторства в объёмное пространство сотрудничества.

Опыт человечества в становлении человека Человеком заключен в мировой художественной культуре. Проживание детьми этого опыта через живопись, театр, музыку, звучащее слово — и есть ОБРАЗование — встреча с образами. Образами наполнен язык, мир чисел отражает гармонию космоса. Такое обучение из целого методом погружения в материал целительно для ребенка.

Евангельская притча о талантах говорит о необходимости их приумножать. Просто сохранить данные таланты недостаточно. Нужно пускать их в рост. Показать эту дорогу ребенку и есть самая главная задача учителя. Ставить самому перед собой задачи, преодолевать собственные трудности — путь, идя по которому, я могу помочь детям набраться сил, вырасти человеком, живущим собственную судьбу, решающим собственные задачи с интересом к миру и людям.

Людмила Печатникова

Людмила Печатникова

Учитель словесности

Основная профессия – учитель словесности. Надеюсь, не как у Чехова. Много лет работала в «Школе самоопределения» у А.Н. ТубельскогоУроки, погружения (сродни вальдорфским эпохам), классное руководство, семинары, проекты, игровая педагогика (сегодня, кажется, это называется «эдьютеймент»)… С особым рвением занималась школьной газетой, альманахами. Вместе с коллегами придумывала и организовывала образовательные путешествия – для каждого класса и времени года. Разумеется, с литературным уклоном.

По мере того, как накапливался опыт, появлялась потребность описать его – осмыслить, зафиксировать. В итоге – тоже довольно долго проработала в школьном отделе газеты «Первое сентября». Без отрыва от школы.

Потом от государственной школы – оторвалась. Закончила магистратуру ВШЭ «Филологическая герменевтика». И все же вернулась к педагогике. Мне это занятие кажется сегодня самым важным. И очень интересным, живым. Надеюсь, так и будет – в Живой школе.

Одновременно работаю с детьми, имеющими особенности развития и судьбы.

Антонина Лизякина

Антонина Лизякина

Классный учитель

Я — счастливый человек! Закончив вальдорфскую школу, я взяла годовую паузу и поняла, что хочу быть учителем физики. Поступила в МИФИ и с тех пор ни разу не пожалела об этом.

Первые три года я получала общее физ-мат образование с большим количеством инженерных предметов, потом поступила на кафедру био-физики, чтобы получить представление о современном уровне химических и биологических технологий, а главное — о функционировании человеческого организма на разных уровнях. Диплом мне удалось связать с программированием, получив, таким образом, опыт работы с информационными технологиями. 

Вопросы образования занимали меня со средней школы. Из известных мне тогда альтернативных образовательных систем самой лучшей и полной мне виделась вальдорфская, а кроме того, мне было очень важно поддержать открывающийся в школе 1060 семинар для вальдорфских учителей. Поэтому, еще не окончив института, я начала посещать семинарские занятия. Параллельно включилась в педагогическую, административную и методическую работу школы.

Закончив семинар, я уехала на два года волонтером в Великобританию — в Кэмпхил (антропософски ориентированное поселение для детей с особенностями). Работа с особеными детьми в удивительной стране, наполненной людьми, приехавшими с разных концов земли, перевернула мои представления обо всем: о ценностях, формах коммуникации, о возможностях организации образовательных заведений, о своих собственных возможностях…

По возвращении я приняла приглашение Живой школы, взявшись вести здесь физику и английский в старших классах. В сентябре 2017 года я с удовольствием взяла так же и классное руководство в 4 классе. Стараюсь активно участвовать в жизни и развитии школы в целом.

Ольга Иванова

Ольга Иванова

Классный учитель
Взять первый класс – слова, понятные для любого вальдорфского учителя. Это поступок. Это серьёзно. Это значит, что в твоей жизни появятся люди, с которыми тебе нужно будет пройти долгих восемь лет совместных переживаний в разных областях науки, искусства и жизненных ситуаций. Это значит — на восемь лет твоей жизни ты будешь днём и ночью думать об этих детях. Они станут такими родными, что ты уже не сможешь без них. И тут наступит момент, когда нужно будет отделить их от себя, потому что они выросли, и им нужно идти дальше самим. 

С вальдорфской педагогикой меня заставили встретиться мои дети. Их у меня двое: Александра (24 года) и Арсений (19 лет). Сейчас уже оба выпускники Самарской вальдорфской школы, где их научили быть личностями, мыслить не по шаблону, думать свои мысли и хотеть изменить мир к лучшему. 

В 1995 году, теперь уже 20 лет назад, я искала в Самаре садик для моей 4-х летней дочки и попала в вальдорфскую школу, которая тогда ещё ютилась на первом этаже жилого дома, и как-то сразу поняла, что учиться Саша будет здесь, в школе, в которой учителя говорят с ребёнком о душе. Пройдя путь активной мамы, 10 лет назад в этой же школе я взяла 1 класс как классный учитель. 

Екатерина Орлова

Екатерина Орлова

Психолог и куратор

Практический психолог и психотерапевт с филологическим бэкграундом. Удалось (и во многом – посчастливилось) 15 лет проработать в «Школе самоопределения» — в самых разных качествах: учителя словесности, классного руководителя, тьютора, руководителя педагогической команды, научного сотрудника, психолога, создателя и руководителя социально-психологической службы. Автор и ведущая программ профессионального и личностного самоопределения для подростков. Редактор текстов по практической психологии и социальной работе. Основные профессиональные интересы – в области образования, психологического сопровождения и социального проектирования.

Юрий Подкопаев

Юрий Подкопаев

Классный учитель, учитель математики

Учитель математики и информатики, и к тому же магистр образования (диплом Шанинки и Манчестерского университета). Сначала учился, а потом 10 лет работал в «Школе самоопределения», меняя и совмещая различные роли: ученика, стажера, учителя математики и информатики, классного руководителя, тьютора, администратора сайта, руководителя команды учителей, создателя и администратора школьного медиацентра. Именно в школе появился и получил развитие интерес к детям, путешествиям и образованию в самых разных смыслах и формах. Являлся со-автором и со-руководителем школьных лагерей. Играл в театрах. Работал старшим преподавателем кафедры теории и методики преподавания информатики МПГУ.

Алексей Бузенков

Алексей Бузенков

Классный учитель

«Я родился в Москве в 1971г. Родители мои родом из Рязанской области. У меня есть два сына Коля (2005 г.р.) и Святослав (2007г.р.), которые теперь учатся в Живой школе.

Моя педагогическая история началась с 90-Х годов прошлого века. Я профессионально занимался танцами и преподавал хореографию, ритмику и пластику. В какой-то момент я заметил, что в моем преподавании есть основательная классическая школа, но не хватает чего-то важного и особенного, какого-то зерна. Тогда мне вспомнилась вальдорфская школа.

Первый раз я познакомился с этой школой в Канаде. Там я работал на биодинамическом хозяйстве. Дети фермеров ходили в такую школу. Потом в Германии, когда учился в школе современного танца. Дети, которые там учились, имели особенный, целеустремленный и любопытный взгляд. В их глазах я увидел живой интерес к жизни. Меня поразила атмосфера, царившая там, и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Увлечённость учителей и особенный стиль воспитания. Это сподвигло меня найти в Москве «Центр педагогики и лечебной педагогики Рудольфа Штайнера», который организовал Швецарский фонд под руководством Эльсбет и Феликса Штёклин. 

С этого момента у меня начался практический семинар классного учителя вальдорфской школы. За эти четыре года я открыл в себе много нового: воспитателя, художника, музыканта и ремесленника. Это была интересная работа, наполненная трудностями и радостью. Каждая эпоха как новое открытие, полное тайн и загадок. А ещё я получил драгоценный жизненный опыт.

Моё образование и ремесленные навыки: 

  • После школы я окончил училище по специальности монтажник радиоаппаратуры. 
  • Школа современного танца им. Лолы Рог (Гамбург, Германия).
  • Московский городской педагогический университет по квалификации Психолог. Преподаватель психологии по специальности: «Специальная психология». 
  • Художественная работа с медью, бронзой и сталью.
  • Работа с деревом и глиной.

Моё намерение продолжить работу классного учителя не покидало меня в течение этих семи лет. Всё это время я ясно представлял, как может выглядеть школа, в которой я хочу работать, какие люди там могут работать. Сейчас наши намерения встретились. Живая школа искала учителя для будущего первого класса, а я искал Живую школу.

В вальдорфской педагогике ребёнок занимает центральное место. Для нас, учителей, и для вас, родителей, основной целью воспитания, с моей точки зрения, является самовоспитание. Нашей общей задачей будет создание такой атмосферы, в которой ребенок сможет воспитывать себя сам, подражая примерам, которые он сможет применить в своей жизни на практике.

P.S. Через все это красной нитью проходит танец. Это то, что не останавливается внутри меня и снаружи никогда. Последние четыре года я интенсивно изучаю и практикую Контактную Импровизацию. 
Я люблю ходить в театр и принимать участие в постановках. Еще я люблю кататься на горном велосипеде, сноуборде, коньках, лыжах, ходить в походы и проводить время в кругу друзей.»