19 апреля 2017 "На развилке дорог"

Иван СивидовВ нашем мире выбор профессии является одной из ключевых задач в жизни человека. В России решение этой задачи часто выпадает на старшие школьные годы, то есть на 9-11 классы, когда на носу экзамены и нужно за пару лет суметь определить себя в жизни, но часто это невозможно сделать в такие сроки. Также, согласно концепции психолога Эрика Эриксона, в юношеском возрасте (от 12-13 до 19-20 лет) основной жизненной задачей человека становится обретение эго-идентичности. Именно тогда у человека появляются вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». В отечественной традиции принято поступать в ВУЗы сразу после школы; если человек оставляет себе полностью свободный год для самоопределения, он может столкнуться с непониманием и осуждением со стороны окружающих (и в том числе родных и близких). В зарубежной практике есть такое понятие, как «gap year», или, переводя на русский, «академический отпуск». В течение этого года молодые люди могут попутешествовать, позаниматься волонтерской деятельностью и в процессе этого понять, чем они хотят заниматься в жизни. Иногда бывает, что школа помогает определиться с помощью уроков профориентации, но не в каждой школе есть такие уроки. У меня в школе в девятом классе были такие уроки, и они мне существенно помогли. Сейчас я учусь в 10 классе и уже очень конкретно понимаю, кем я хочу стать. И я подумал, что могу помочь тем, кто ещё не знает, кем быть, показав разные возможные пути найти себя, которыми я пользовался, чтобы понять, нужна ли/подходит ли мне эта сфера деятельности – или это просто временное увлечение определенной профессией.

В 9 классе у меня было острое желание (ощущавшееся, скорее, даже как необходимость) понять, кем я хочу быть в будущем. Я искал весь год. Начал я с самой близкой профессии – профессии дизайнера. Близкой – так как в семье у меня есть дизайнер, и я, регулярно видя перед собой дизайнера и его поле деятельности, подумал, почему бы и нет. А так как я увлекаюсь компьютерными играми, то получилась комбинация в виде гейм-дизайнера, которая позже переросла в архитектора, так как я посчитал, что профессия гейм-дизайнера не настолько меняет мир, а вот построить нужный и красивый, например, мост – это уже другое дело. Это желание прожило пару месяцев, я уже даже начал ходить на курсы по рисунку в МАРХИ. Позже в школе начался углублённый блок по обществознанию, и я влюбился в право. Тут и родилось желание быть юристом, да не простым, а адвокатом! Тогда уже стало известно, что в 10 классе будет стажировка, и я подумал о том, что хочу попасть на стажировку в ООН, но этому всему не суждено было случиться. Через ещё пару месяцев я устал искать, начали появляться желания стать фермером или рыбаком, купить лодочку или земельку и уйти от всего этого кошмара мира. Но вот наступило лето. Я являюсь большим любителем сериалов, и у меня давно было желание посмотреть известный сериал "Доктор Хаус", я его посмотрел – и зажегся. Потом посмотрел сериал "Клиника" и сериал "Скорая помощь", второй я до сих пор считаю очень реалистичным, где показаны многие аспекты жизни врача и больницы в общем. После того как я посмотрел сериалы, я начал изучать профессию с другой стороны: читать литературу, например, книгу Михаила Афанасьевича Булгакова "Записки юного врача", и статьи по этой теме. Также я обнаружил, что у меня есть знакомые в этой сфере, и поговорил с ними по поводу обучения и их стиля жизни. В начале 10 класса произошло, наверное, ключевое событие в моем профессиональном самоопределении – это была предпрофессиональная стажировка. Стажировка у меня проходила одну неделю в Морозовской ДГКБ, в отделении орфанных заболеваний. Это было, на данный момент, самое важно, что происходило в моей жизни, так как я практически вжился в роль врача. Я каждое утро приходил, как врачи, уходил, как врачи, помогал, чем мог, врачам – и мне все это нравилось и хотелось большего, но я понимал, что без образования я не смогу. Так я твердо решил, что точно буду учиться на врача.

Итак, я чуть-чуть рассказал про себя, кто я и как я двигался в своем самоопределении. Теперь я хотел бы подойти к ключевой теме этой статьи – как вы можете добиться такого же успеха. Давайте рассмотрим то, как я шел, по пунктам.

Иван Сивидов

1. Надо сначала узнать что-то о профессии или каком-то профессиональном направлении. Есть много способов. Самый простой – это посмотреть вокруг себя, на родителей, друзей, школа иногда дает возможность, например, у меня в школе выделялись уроки, на которых мы разговаривали с разными специалистами и знакомились с профессией. Так можно было узнать разные нюансы, связанные с тем, как человек такой профессии живет вне работы. Еще можно двигаться через тесты, которые я тоже проходил, есть много тестов по типу «какая профессия тебе больше подходит». Так можно не только узнать о новых подходящих для тебя путях, но и проверить уже выбранный путь, но надо помнить, что это всего лишь тесты, они могут быть совсем не точны, но как один из способов (прежде всего – задуматься о себе) и в сочетании с другими способами они вполне нормально работают. Есть такая компания «Smart Course», она является одной из ведущих у нас в стране по профориентации подростков. У них есть проект — «Десять шагов выбора специальности». Это профориентационный дистанционный курс, сделанный как презентация и чек-лист одновременно, там есть много полезных ссылок, и он сам сделан очень добротно, я про то, что он стоит внимания. Как я уже писал ранее, я узнал о профессии доктора через сериалы. Если смотреть хороший сериал, в центре которого – представитель какой-либо профессии, то во многом он может выглядеть как профессиональная автобиография, так что из фильмов и сериалов можно многое почерпнуть об интересующей вас профессии. Кстати, сценарий для сериала «Скорая Помощь» написан врачем-стажером Майклом Крайтоном на основе личного опыта работы в приемном отделение скорой помощи, где и происходят события сериала, так что это тоже можно назвать некой автобиографией. Помимо сериалов есть много книг, как и автобиографий, так и художественных. Пример художественной литературы про врачей: «Хроника одной больницы» Ю. Крелина, «Сердце хирурга» Ф. Углова, а также «Записки юного врача» М. Булгакова.

2. После того как заинтересовался какой-то профессией, надо узнать о ней больше, посмотреть на нее с разных ракурсов. Очень полезно послушать людей, которые говорят о ней плохо, и понять, почему они так говорят. Часто бывает, что люди долгое время работали кем-то, но потом ушли из профессии. Так вот, чтобы посмотреть на профессию с разных сторон, такие люди для нас – золотые, особенно если они уже отрефлексировали свой опыт и поняли, почему они ушли, когда сделали неправильный выбор и что пошло не так. Надо помнить, что человек – это самый ценный ресурс. Но я никогда не изменю своего мнения о стажировках. Стажировки – это то, что нужно каждому десятикласснику. Это дает возможность посмотреть на профессию изнутри и даже стать тем, кем ты хочешь быть в будущем, хоть и на короткое время. Во Франции стажировка является обязательным этапом обучения для десятиклассников. А в России надо очень угадать со школой. Для старшего подростка это возможность ответить на многие вопросы про себя. Например, во время (или по результатам) стажировки можно получить ответ на важный вопрос, о котором я расскажу чуть ниже.

3. Вот вы уже что-то знаете о своей профессии и знаете ее плюсы и минусы, теперь пора понять, нужно ли мне это, такая жизнь. Я помню, что мне это было тяжелее всего. Тут нужно быть аккуратным: возможно, когда ты делаешь выбор, то находишься в неком состоянии ажиотажа от того, что обнаружил путь и ты так заинтересован во всем этом и не можешь теперь жить без этого, но, скорее всего, это не так. Тут очень легко попасть в ловушку, а потом, когда прошло много времени и уже поздно снова делать выбор, ты обнаруживаешь, что в гробу видал все это и вообще хочешь просто рисовать, а не защищать права людей. Что бы этого не случилось, надо остановиться, снять пелену с глаз и спросить себя: «Я готов всю жизнь защищать людей (или что-то другое) и видеть, иногда худшие проявление человеческой души, хочу ли я этого?». Тут нужно выдержать паузу. А еще очень важно избежать крайностей: не запугивать себя и не сдаваться в панике бежать (хотя такое тоже, конечно, будет: что экзамены не сдашь, не поступишь куда хочешь, но надо быть сильным) – но при этом не бежать с горячей головой вперед, думая, что тебе все по силам (по силам будет только если ты получишь эту самую силу: выучишь анатомию и научишься решать квадратные уравнения, ведь сила сама ниоткуда не берется, нужно прикладывать усилия и стараться, чтобы добиться желаемого).

Под конец хочу сказать, что я писал это в расчете на тех, кто собирается поступать сразу после школы, то есть самоопределяться еще в школе, в классе девятом – десятом. Конечно, можно не торопиться и спокойно определиться после школы, взять «gap year» и никуда не спешить, но это, как я писал ранее, не сильно приветствуется и сопровождается определенными трудностями (например, такими, как служба в армии для парней). В любом случае, эта проблема возникнет, так или иначе. Я надеюсь, что мой рассказ о своем опыте и мои советы окажутся полезными для тебя, читатель.

Иван Сивидов (10-й класс)

Все события на нашей страничке в Facebook
Яндекс.Метрика